NAMASTE!

ПРИВЕТ ВСЕМ КТО ЛЮБИТ ИНДИЮ!
ЭТОТ БЛОГ О ИНДИИ, ЕЕ АКТЕРАХ, АКТРИСАХ, ИНДИЙСКАЯ КУХНЯ, ПРАЗДНИКИ ИНДИИ, ВСЕ ЧТО СВЯЗАНО С ЭТОЙ СКАЗОЧНОЙ СТРАНОЙ!
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

РЕЛИГИЯ ИНДИИ

Индуизм - 80.456%
Ислам - 13.434%
Христианство - 2.341%
Сикхизм - 1.868%
Буддизм - 0.773%
Джайнизм - 0.411%
Другие - 0.645%
Вне религии - 0.07%

ИНДУИЗМ — религия, возникшая на Индийском субконтиненте. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».
Индуизм уходит своими корнями в ведическую цивилизацию, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, самсара, мокша и йога.
В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Индуистские писания создавались на протяжении тысячелетий, и излагаемые в них богословие и философия дают возможность для духовного осознания и являются руководством в духовной жизни и практике дхармы. Среди всех текстов индуизма, Веды и Упанишады пользуются наибольшим авторитетом и считаются наиболее значимыми и древними. К другим важным священным писаниям относятся Пураны и древнеиндийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Часто говорится, что основная суть ведического знания изложена в «Бхагавад-гите», которая представляет собой философскую беседу между Кришной и Арджуной.
Индуизм — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн проживают в Индии и Непале. Другие страны, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения, это Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.
Во второй половине XX века индуизм распространился за пределы Индии, перешагнул национальные границы и приобрёл много последователей по всему миру. Широко распространились и стали привычными такие идеи, как карма, йога и вегетарианство.
Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду» — персидского варианта санскритского имени реки Синдху (Инда). Так в персидском языке называли людей, проживавших за рекой Инд.
Дать определение индуизму трудно из-за широты спектра объединяемых им традиций и верований. Как правило, общим термином «индуизм» называют семейство разнородных традиций, принимающих авторитет Вед. В то же самое время принадлежность какой-либо традиции к индуизму не зависит от её древности или от того, насколько её вероучение и религиозные практики действительно основаны на Ведах. Некоторые течения, относимые к сфере индуизма, вообще не признают Веды откровением. Они основываются на собственных писаниях и традициях, но при этом почитают тех же богов и следуют основным морально-этическим постулатам индуизма. Таким образом, индуизм не может рассматриваться как «категория» в классическом понимании этого слова: когда объекты однозначно либо принадлежат к ней, либо нет. Не являясь единой религией, индуизм представляет собой семейство религий и традиций. В индуизме отсутствует унифицированная система верований и общая доктрина. Нет в нём также централизованного органа управления. В истории индуизма, в отличие от других мировых религий, не было какого-то одного основателя. Несмотря на это, индуизм обладает своей собственной уникальной формой и чертами, выделяющими его в отдельную религию. Индуизм часто сравнивают с баньяновым деревом, постоянно пускающим новые корни, которые со временем превращаются в стволы, также пускающие побеги. Этот пример наглядно показывает не только разнообразие индуизма, но и взаимосвязь, существующую между его различными течениями.
Некоторые учёные рассматривают типологию из шести основных видов индуизма, и ряда менее значительных его разновидностей.
Древнейшей формой индуизма выступают народные верования, для которых характерно поклонение местным божествам и обожествлённым формам.
ведический индуизм, основанный на священных текстах индуизма, в особенности на ведических писаниях, самым важным и древним из которых принято считать «Риг-веду».
ведантический индуизм базируется на Упанишадах — религиозно-философских трактатах, примыкающих к четырём Ведам.
Направление йоги в индуизме представлена в «Йога-сутрах» Патанджали.
Дхармический индуизм проявляется в повседневном следовании определённым моральным устоям. Он широко распространён, и его отличает неопределённость в отношении принадлежности к какой-либо конкретной философской школе или течению.
Бхакти, или путь «любовного преданного служения Богу» в одной из Его форм или ипостасей. Основной традицией бхакти в индуизме является вайшнавизм.

ИСЛАМ-самая молодая мировая религия. По данным всемирной исламской лиги 1980г. в разных странах насчитывалось свыше 800 миллионов последователей ислама.
Мусульмане живут более чем в 120 странах мира. В 35 странах они составляют 95 - 99% население, в 13 государствах - влиятельное меньшинство, а в 28 странах - ислам является государственной религией (Иран, Пакистан, Мавритания).
Термин “ислам” в переводе из арабской означает “покорность”, а того кто принял религию называют отданной (из арабской - мусульманином). Отсюда второе название этой религии: мусульманство. В Европе ее называют еще и “магометанство” (от измененного имени Мухамед - Магомет).
Ислам возник в Аравии в VII веке н.э. Происхождение его ясно, чем происхождение христианства, буддизма. При мусульманской традицией основателем ислама был пророк Муха мед, араб, который жил в Меци.
Аравия была издавна населена семитскими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслом, торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, розводячи верблюдов, вивцив, коз коней. Аравия была экономически и культурно связанная с соседними странами - Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог был в Мекканскому оазисе, близко побережье Красного моря. Родоплеменная знать, которая проживала здесь, находила много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особенном святилище Краба были собраны священные изображения и культовые предметы арабских племен.
Были в Аравии и поселения иностранцев, в основном иудейской и христианской общины. Люди разных языков и религий общались между собой, отдавали их влиянием друг на друга. В VІ ст. В Аравии начался упадок караванной торговли так как торговые пути переместились к востоку, в Иран. Это нарушило экономическое равновесие, которое держалось годами. Кочевники, которые потеряли опыт от караванного движения, начали склоняться к оседлому образу жизни, переходили к земледелию. Выросла в потребность в земле, усилились столкновения между племенами. Стала необходимость в объединении. Возникло движение за уничтожение письменных кулотив. Такие были исторические предпосылки для возникновения ислама.
В Аравии ислам распространился на соседние страны. Как и любая религия, ислам имеет ряд течений, самыми распространенными из которых является сунитска и шиизм, что отличаются одна от другой некоторыми догматами и обрядами. Основные определения ислама изложены в “святой” книге мусульман - Коране (в переводе из арабской “Коран” означает “чтение”). Написан он в ХХ ст.., но на протяжении времени у него вносились дополнение и изменения.
Коран разделен на 114 глав. Они размещены хаотично, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие - под конец. Сури меккански (более ранние) и мединсони (более поздние) пермишани. Одно и тоже повторяется много, якобы в разных сурах.
Вторым после Корана источником веры мусульман - сунистив есть Сукна (араб: поведение, пример), в Коране и Платье рядом с религиозными догмами и переводами о всесилии Аллаха содержатся разные моральные наставления, изложенные принципы взаимоотношений с другими народами, отношение к женщине, к собственности и тому подобное. Положение Корана и Гунни положено в основу феодального мусульманского права - шариату, в котором ярко отражена суть ислама.
Стоит обратить внимание на такие особенности вероучения ислама:
вера в единственного бога Аллаха и его посланцев - Муха мед и Али Аллах - один неотделимый и единственный. “Дополняют” Аллаха пророки, ангелы, демоны, которые также уважаются как боги;
почитания “священного писания” (Корана), в котором рассказывается о сотворении мира, страшном суде, содержатся магические заклинания, древнеарабский фольклор, сказало о пророках, указаниях, которые регулируют общественные и семени отношения, Коран создавался почти 100 лет, работа над ним была завершена в VIII веке;
почитание “священного писания” (Сукна) - сводка сказов о деянии, поступках Мухамеда, его высказываниях по различным поводам, его автобиография. Сукна является основой финха - мусульманского правоведения и шариата - сводки мусульман;
ежедневная пятикратная молитва (намаз): на рассвете, в обед, в три часа дня, при закате солнца и перед наступлением ночи. В современном исламе есть дво - и одноразовая молитвы. Перед намазом ритуальное обмывание (песком или водой);
уплата налога (закят) в древнем исламе - в интересах бедных (чем ислам завоевал благосклонность угнетаемых), а в настоящее время в интересах мусульманского духовенства. Закят дополняется садаком - добровольным пожертвованием;
соблюдение поста (уразу). На протяжении девятого месяца (рамадан) по месячному календарю мусульман от рассвета и до наступления темноты на ест и не пьет, а с наступлением ночи может есть и пить, сейчас эту требования упрощенно. Духовенство не требует строгого соблюдения поста от людей, которые работают на производстве, в сельскохозяйственных местностях, беременных женщин;
хождение на молитвы в Мекку (хадж) - покаянию в грехах и приобщению к святым;
священная война с неверными (дасихад, или газават). С древних времен этот элемент исламской веры насадил ненависть и вражду среди верующих разных религий.
В исламе большую роль играет сложная обрядность. Мусульманин должен пять раз в день осуществить молитву осуществить молитву, придерживаться религиозных праздников, постов, обрядов, обычаев, осуществлять невозможно.
Тридцати дневной пост месяца рамазана принадлежит к обязательным обычаям, которые существовали в Древней Аравии к исламу. Вероятно что в давние времена постились в самый жаркий летний месяц. Отсюда, наверно, и название месяца “рамазан”(по араб. рамадан), который происходит от арабских слов “Ромад хар”, что значит жара, изнурительное время.
Лето в Аравии, особенно его конец было самым тяжелым временами году в хозяйстве, когда запасы продуктов заканчивались, а беспощадно жгучее солнце выжигало подножный корм для скота. Это вынуждало древних арабов определенным образом ограничивать себя в еде и переносить значительную часть хозяйственных дел на более прохладную часть суток - вечер и ночь. В то же время древние арабы, которые верили у добрых и злых духов и богов, устраивали молитвы о даровании дождя, чтобы задобрить их. Не спя первую часть ночи, они молились своим богам и духам, ожидая дождя, объявляли запрещение на принятие еды и питье на протяжении дня.
Таким образом, требования мусульманского поста месяца рамадана - ничего не есть и не пить с раннего утра до наступления темноты, не вдыхать в это время никаких ароматов, не купаться и тому подобное - в основном повторяют к исламские, которые определялись прежде всего хозяйственной жизнью древних арабов.

ХРИСТИАНСТВО (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - роявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан(вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.
Возникновение и распространение христианства пришлость на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.
Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не еллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение хрисианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.
Следующим шагом в развитии понятия "церковь" стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.
Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляю-щих основу вероучения.
Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".
Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это преежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.
Гонения, ипытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки ("исповедники") или принявшие казнь ("мученники"), стали почитаться в христиансве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.
Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений - схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства - "вероисповедания". Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине - господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце концов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V - VII веках, в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы - подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов - и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть.
После гибели под натиском турок-османов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.
На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов (особенно германских императоров), так и среди низов общества (движение лоллардов в Анлии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI века этот протест оформился в движение Реформации.
Рассмотрим основные вероисповедальные формы христианства, образовавшихся в процессе исторического развития христианского мира.
Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках.
Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григогий Богослов,Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

СИКХИЗМ, религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469–1539). Сикх, слово санскритского происхождения, означает «последователь» или «ученик». К 1990 сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16 млн. членов, 14 млн. из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна.
НАНАК, по происхождению индуист, родился в Тальванди (совр. Нанкана Сахиб), примерно в 65 км к западу от Лахора. Работал у Лоди, правителя Султанпура. Пережив религиозное видение, он отправился путешествовать, проповедуя учение божественного имени. В конце концов основал свою дхарамсалу (обитель веры) в Картарпуре (Пенджаб), где и скончался, окруженный последователями.
Учение Нанака строится вокруг концепции «нам» («божественного имени»), которое означает все, что может быть постигнуто относительно Акал Пуракх (Бога). Акал Пуракх не имеет формы, но его дивные дела видны всюду, как во внутреннем, так и во внешнем мире, что свидетельствует о неизменности цели Акал Пуракха. Медитация на эту тему обязательно входит в повседневную дисциплину сикхов – «нам симран» («напоминание божественного имени»), которая может заключаться в простом повторении священных слов, таких как «сат нам» («истинный есть имя») или «вахигуру » (популярное у сикхов современное наименование Бога), в распевании стихов гуру или во внутренней медитации. Выбор метода зависит от силы и темперамента индивида. В конечном счете должна быть достигнута высшая гармония духа, освобождающая человека от цикла перерождений. Нанак сделал свою религию открытой для всех желающих, вне зависимости от кастовой принадлежности, предшествующих деяний или пола. Превыше всего Нанак ставил внутренний характер богопочитания, не нуждающегося во внешних проявлениях или предметах культа. Корни учения Нанака можно найти в северо-индийском движении сантов. Санты категорически отрицали принятие Богом формы – Бог был ниргуна («не имеющий качества»). Во многом эту доктрину дополнили натхи, последователи полумифического гуру 12 в. Горакнатха. Натхи настаивали на чисто внутреннем характере веры. Кроме того, в северной Индии за 500 лет до Нанака утвердился ислам, и некоторые суфийские школы истолковывали Коран в духе, напоминавшем учение сантов. Поэта - санта Кабира (1450–1518) чтили и мусульмане, и индуисты, ряд его гимнов впоследствии вошел в священное писание сикхов. Учение Нанака нельзя рассматривать ни как сочетание верований индуистов и мусульман, ни как просто вариант индуистской традиции. Для Нанака вера и религиозная практика как индуистов, так и мусульман могли быть либо истинными, либо ложными: истинными, если в них утверждалась память «нам» в душе человека, но ложными, если вера предполагала обожествление храмов, мечетей, идолов, паломничеств, священных текстов, т.е. внешних атрибутов. Считалось, что Нанак-пантх (община Нанака) стоит вне традиционных религий Индии. Потребовалось почти четыре столетия, чтобы среди сикхов сформировалось представлению о том, что они не мусульмане и не индусы, а отдельная религиозная община.
ГУРУ
Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504–1552), который стал вторым сикхским гуру. За Ангадом последовал Амар Дас (1479–1574), который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, центр паломничества, сложил целый ряд гимнов. Четвертым гуру стал зять Амар Даса – Рам Дас (1534–1581), прославившийся как знаток и толкователь гимнов. Рам Дас заложил город Амритсар («пруд бессмертия»), который превратился в крупнейший центр сикхизма, равно как и в торговый центр северной Индии. Сан наставника-гуру сделался наследственным, когда пятым гуру стал сын Рам Даса – Арджун (1563–1606). Арджун составил Ади Грантх , собрание гимнов, которое с тех пор является главным объектом религиозного почитания сикхов. Он погиб от рук могольских правителей северной Индии, став первым сикхским мучеником за веру. Мученическая смерть Арджуна привела к изменениям в политике общины. Сын Арджуна – Харгобинд (1595–1661) впервые создал сикхскую армию, которая сражалась против войск Моголов. В период правления двух последующих гуру – Хари Рая (1630–1661) и Хари Кришана (1656–1664) – отношения с Моголами были мирными. Хари Кришан умер от оспы, и девятым гуру стал его дядя Тегх Бахадур (1621–1675). Бахадур был вызван в Дели императором Аурангзебом (1658–1707), но отказался принять ислам и был казнен. Говинд Сингх (1666–1708), юный сын Тегх Бахадура, после гибели отца укрылся в предгорьях Гималаев. Моголам, всегда обладавшим властью над равнинами Пенджаба, так и не удалось подчинить себе полунезависимых правителей горных княжеств. Говинд Сингх стал одним из таких правителей на территории вокруг Анандапура. В 1699 он предпринял важнейший шаг, созвав сикхов в Анандапур, где провозгласил учреждение новой общины – хальсы, воинственного братства-ордена, объединившей особо преданных сикхов. Незадолго до смерти Говинд Сингх объявил, что с его кончиной прекращается линия живых гуру, и в дальнейшем функции гуру должно исполнять священное писание (к тому времени получившее наименование Гуру Грантх Сахиб ) совместно с сикхским пантхом.

БУДДИЗМ
Основные положения буддизма изложены в Четырех благородных истинах: жизнь неминуемо связана со страданиями; причиной страдания является жажда чувственных наслаждений; во избежание страданий, нужно освободиться от этой жажды и достичь полного успокоения - Ниббани (санскр. Нирваны).
Буддизм учит делать добрые и умелые поступки, избегать злых и неумелых поступков, а также очищать и развивать ум. Цель этих практик - положить конец страданием и достичь угасания (Ниббана) жажды, злобы и обмана, и тем самым достичь Пробуждения (Бодхи).
Буддийская этика построена на принципах несовершения вреда и умеренности. Воспитание при этом направлено на развитие нравственности (села), сосредоточенности (самадхи) и мудрости (пання). С помощью медитации буддисты познают механизмы работы ума и причинно-следственные связи между телесными и психическими процессами.
Хотя буддизм не заперечуе существования божествених существ (они вспоминаются в буддийских текстах), он не приписывает им полномочий творения, спасения или суда. Считается, что они, как и люди, имеют определенное влияние на событии в мире. Некоторые буддийские школы обращаются к ним с помощью ритуалов.
Священные тексты
Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, которые вошли впоследствии в состав канонического свода буддизма, - Типитаки; это слово означает на языке сваи "три корзины". Типитаку было кодифицируемым в 1 ст. до н.э. Тексты Типитаки разделены на три части - питаки: Виная-питака, Сутта-питака и Абхидхамма-питака. Виная-питака посвящена преимущественно правилам поведения монахов и порядкам в монашеских общинах. Центральную и наибольшую часть Типитаки составляет Сутта-питака. Она содержит огромное количество рассказов об отдельных эпизодах жизни Будды и ее высказываний. В третьей "корзине" - Абхидхамма-питака - содержатся главным образом проповеди и наставления на этические и абстрактно-философские темы.
Течения буддизма
Существует несколько десятков течений буддизма, какие можно в целом сгруппировать в три типа: Никая, Махаяна и Ваджраяна. Из школ Никая до наших времен сохранилась лиша школа Тхеравада. Каждая из ветвей буддизма считает, что она представляет справжне учение Будды; вместе с тем в некоторых школах считается, что гибкий характер буддизма позволяет ему изменять формулировку, терминологию и подходы согласно с современными обстоятельствами.
Школа Тхеравада, которая означает "Учение Старейшин", строит учение и практику исключительно на Поджигательском каноне. Он считается самым старым из существующих буддийских канонов, его тексты воспринимаются как аутентичные во всех ветвях буддизма. Практика Тхеравади опирается на развитие "обстоятельного внимания", которое приводит к развитию умелых качеств. Буддизм Никая, и в том числе Тхераваду, иногда называют Хинаяной ("Никчемной колесницей"), хотя это вообще считается невежливым. Тхераваду сегодня исповедуют в Шри Ланке, Мъянме, Лаосе, Тайланди, частично в Вьетнаме и Малайзии; в целом в мире около 124 миллионов людей. В Украине есть отдельные последователи Тхеравади, проводятся семинары по Випассани.
В Махаяни ("Большой колеснице") подчеркивается сочувствие ко всем и самоотверженный идеал Бодхисаттвы. В дополнение к текстам школ Никая, школы Махаяни признают в целом или частично ряд текстов, записанных возле первого столетия нашей ери. Эти более поздние тексты написаны на санскрите, и посвящены достижению состояния Будды через следование путем Бодхисаттвы на протяжении бесчисленных веков. В связи с такими огромными отрезками времени, в некоторых школах Махаяни принимается идея достижения перерождения в "Чистой земле", которая не является само по себе Пробуждением, но как среда максимально способствует достижению Пробуждения. Буддизм Махаяни исповедуют сегодня в Китае, Японии, Корее и большей части Вьетнама; в целом в мире около 185 миллионов людей. В Украине Махаяна представлена последователями японской школы Нитирен-сию (Ниппондзан Меходзы) Дзен.
Ваджраяна ("Бриллиантовая колесница") разделяет многие из основных концепций Махаяни, но вместе с тем использует большое количество техник, предназначенных для совершенствования буддийской практики. Одна из составляющих Ваджраяни - использование психофизической энергии как средству достижения глубоких состояний сосредоточения и осознания. Эти глубокие состояния в свою очередь используются в качестве путь к состоянию Будды. Утверждается, что с помощью этих техник можно достичь состояния Будды всего за три года. В добавление к текстам Тхеравади и Махаяни, буддисты Ваджраяни признают большое количество текстов, в том числе буддийские Тантри. Ваджраяну сегодня исповедуют в основном в Тибете, Непале, бутане, Монголии, Калмыкии, северной Индии, частично в Китае и Японии; в целом в мире около 20 миллионов людей. Самым известным духовным лидером Ваджраяни является Далай-лама. В Украине Ваджраяна представлена двумя школами Карма Кагъю (Оле Нидала и Чегъяма Трунгпи), обществами Нингма и Дзогчен.

ДЖАЙНИЗМ
В джайнизме, возникшем в VI в. до н.э., речь идет о существовании бесконечного множества индивидуальных душ, которые могут достигнуть совершенства и гармонии, не теряя свое индивидуальное сознание и не растворяясь в Абсолюте. Здесь внутренняя гармония связывалась с преодолением зависимости от всех внешних вещей. Тот, кто обрел гармонию, с безразличием относится и к удовольствиям, и к страданиям. Уточним, к своим страданиям, но никак не к страданиям других живых существ. Ведь джайнизм – это религия уважения ко всем формам жизни, доведенное до логического конца (если не сказать, абсурда).
Так, например, главный принцип джайнизма, ахимса – воздержание от нанесения вреда всему живому, питал смертельный страх как-нибудь случайно не повредить чьей-либо жизни (даже малейшей мошки, червячка, бактерии). «Мир наполнен творениями, которых нельзя видеть глазом...Когда мы двигаем нашими веками, части телец этих творений ломаются и отпадают» – говорится в «Махабхарате». Поэтому некоторые джайнисты при ходьбе подметали перед собой землю и пили фильтрованную воду.
Важно отметить, что джайнисты считали, что всякое, даже самое малейшее и незначительное живое существо потенциально, пройдя почти бесконечную цепь перерождений и воплощений в различных формах, – от стихий, растений и животных, до человека, – может стать богом. Ведь бог – это только высшее, благороднейшее и полнейшее проявление сил, заложенных в скрытом состоянии в человеческой душе. Таковы джайнистские святые (архаты), которые преодолели все недостатки и достигли совершенства. Их души вступили в состояние нирваны. В джайнизме она понимается как блаженство и покой. Такой святой свободен от действий и желаний, бесстрастен и умиротворен. Его состояние полной гармонии связано с прекращением цепи перерождений и сбрасыванием оков материального тела.
Конечно, чтобы стать архатом, нужно было быть сначала монахом-аскетом, порвавшим со всеми привязанностями мира. Что же оставалось простому мирянину? В практической жизни обычного человека, который хочет обрести гармонию и совершенство, нужно было соблюдать двенадцать «ограниченных обетов» и избегать определенных профессий. Нельзя было заниматься земледелием, поскольку, вспахивая почву, можно причинить вред животным и растениям, не говоря уже о самой земле; ремеслом, потому что металл на наковальне кузнеца и дерево на верстаке столяра испытывают нестерпимую боль. Но можно было торговать, заниматься ростовщичеством, стать банкиром, так как эти профессии «безопасны» для окружающей природы.